Воспитателю и классному руководителю

Самоподготовка

Самоподготовка является одним из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. 

Цель самоподготовки 

- формирование у учащихся навыков самостоятельной работы по планированию, усвоению, закреплению, контролю и оценке полученных знаний.

Задачи:

Образовательные:

- расширять, закреплять и систематизировать знания учащихся;

- тренировать учащихся в применении полученных знаний на практике.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание, трудолюбие, ответственность, активность и инициативу.

- формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.

- учить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке, интернете.

Коррекционно - развивающие:

- развивать внимание, мышление, память и др. психические процессы;

- совершенствовать навык разговорно-обиходной речи;

- развивать двигательную активность детей в ходе проведения физкультпауз для снятия мышечного утомления и напряжения.

Эффективность самоподготовки зависит от следующих условий:

  1. Качество работы учителя. (Урок учителя должен быть проведен на высоком уровне, дети должны понимать материал, заданный на самоподготовку, т.к. должен быть разобранным на уроке).
  2. Оптимальная дозировка домашнего задания. (Здесь важно договориться с учителями, особенно, с учителями-предметниками).

          3.     Связь: воспитатель – учитель.

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на самоподготовку. Здесь же можно обсудить трудности, с которыми воспитанники встречаются при самостоятельной работе.

Для установления ежедневной связи в работе учителя и воспитателя в нашем классе практикуется ведение специальной тетради, в которой учитель записывает задания по каждому предмету, воспитатель - свои наблюдения о трудностях выполнения заданий отдельными учениками. Это очень важно в старших классах, где предметы ведут разные учителя. В младших же классах, в основном, учитель и воспитатель встречаются каждый день и напрямую могут обсудить текущие вопросы, но такая тетрадь тем не менее необходима.

4. Соблюдение санитарно- гигиенических требований:

  • Подготовка помещения (к началу самоподготовки класс должен быть хорошо проветренным, чистым, хорошо освещенным);
  • Перерыв между уроками и самоподготовкой не менее 1, 5 – 2 часа; самоподготовка должна проводится после активного отдыха детей на свежем воздухе.
  • Время на самоподготовку.

- 8-11 классы – 2-х часа и более

  • Проведение физкультминуток:

В среднем она проводится на 20-й минуте.

В старших классах вместо физкультминутки - перерыв.

Физкультпауза может включать общеразвивающие упражнения, упражнения для коррекции осанки, упражнения для глаз, элементы психогимнастики, аутотренинг, но с обязательным включением до или после - двигательных упражнений и др.). В течение самоподготовки воспитатель обязан следить за правильной посадкой детей.

5. Качество работы воспитателя (воспитатель должен продумать, как на занятии будет организовано речевое общение детей, воспитатель должен продумать весь наглядный материал, дидактический материал, продумать с кем из ребят будет проводить индивидуальную работу и по каком предмету, чем занять ребят, которые раньше времени закончили подготовку, как организовать проверку устных и письменных заданий, как провести итог самоподготовки);

6. Условия организации самоподготовки

Самоподготовка  проводится систематически, в определенное время, под руководство воспитателя.

В начале учебного года напоминаю ребятам про памятки: «Памятку по организации рабочего места, “Памятки подготовки уроков”. Памятки должны быть не громоздкими, конкретными. 

Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности, выделяются основные структурные элементы:

-Организационный момент (подготовка оборудования и рабочего места).

-Вводная часть (психологический настрой), инструктаж.

  Ученики под руководством воспитателя определяют последовательность выполнения задания по предметам, то есть учатся планировать свою деятельность по этапам.

-Самостоятельная работа учащихся. Следует отметить, что она не должна носить коллективный характер. На этом этапе дети выполняют домашнее задание, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

При выполнении домашнего задания осуществляется и индивидуальная помощь ученикам. Формы помощи ученикам могут быть различны. У одного ребенка необходимо выяснить, все ли понятно в задании, помочь ему, другому - напомнить способ выполнения задания или последовательность учебных действий. Некоторым достаточно указать, что в работе имеется ошибка, или подсказать, в какой части работы следует самому найти ошибку и т. д. С более слабыми учениками возможно проведение индивидуальной работы, широкое использование наглядного материала.

Если большинство учащихся не справляется с домашним заданием, то воспитателю не следует проводить объяснение неусвоенного на уроке и таким образом превращать самоподготовку в урок. О возникших затруднениях необходимо сообщить учителю.

-Проверка

В старших классах можно использовать после выполнения всего задания. Можно использовать следующие приемы работы: взаимопроверка, фронтальная или выборочная проверки.

Следует иметь в виду, что в зависимости от индивидуальных возможностей, уровня знаний, темпа работы ученики заканчивают приготовление уроков в разное время. Поэтому воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы воспитанники, досрочно окончившие работу, не мешали остальным ученикам. Для этого заранее подбираю различные занимательные материалы, связанные с чтением, разгадыванием и рисованием.

-Рефлексия: анализ, самоанализ, самооценивание (при самооценивании ребенок должен знать, по каким параметрам оценивать свою деятельность).

Подведение итога

Необходимо отметить, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд.

Такая форма подведения итогов помогает мобилизовать большинство детей на занятия в начале самоподготовки и поддерживать дисциплину в течение всего времени.

По окончании самоподготовки кадеты приводят в порядок свое рабочее место: подготавливают все необходимое для уроков на следующий день.

Рекомендую использовать в своей работе

 1. Технологии современной самоподготовки:

  • Личностно ориентированные
  • Здоровьесберегающие
  • Информационно-коммуникативные
  • Технологии деловой игровые
  • Проектные технологии и др.

2. Нестандартные формы работы на самоподготовке с учащимся средних классов: 

  • в целях расширения кругозора шк-в в 8, 9 классах:  «Что? Где? Когда?», самоподготовку –путешествие» и др.;
  • в целях стимулирования познавательного интереса в 8,9 классах: «Брейн-ринг», «Умники и умницы»;
  • в целях развития нестандартных умений в 10 классах: решение тестов, разгадывание кроссвордов;
  • в целях развития навыков коммуникативного общения в 10,11 классах : «интервью», «взаимопроверки», взаимопомощи и др.

Нестандартная самоподготовка помогает организовать ситуации, в которых рассказываются положительные черты учащихся в результате их самовоспитательного поиска. Т. е. самым главным остаётся реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Но стандарт самоподготовки всё же остаётся, т. к. он составляет непреходящую ценность: его надо знать, ему надо следовать, усиливая его новизной современных форм, методов и приёмов, использование ИКТ. 

Таким образом, самоподготовка, организованная воспитателем, способствует воспитанию у детей чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

свернуть

Работа с родителями

Примерные темы бесед с родителями:

  • Особенности адаптации кадет в школе общежитии.
  • Значения режима дня в жизни кадета.
  • Мой ребёнок –девятиклассник
  • Конфликты в семье как их преодолеть
  • Страхи ребёнка. Что за этим стоит.
  • Взаимоотношение взрослых в семье- пример для подражания.
  • Как бороться с ленью.
  • Физиологические особенности школьников на среднем этапе обучения.

               Этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьёй.

  • Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.
  • Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
  • Время консультации или беседы должны быть чётко оговорено.
  • Родители не должны ждать воспитателя.
  • Желательно чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
  • Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
  • Необходимо чётко формулировать цели консультации, её актуальность.

               Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся.

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет, если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз.
  • Соблюдайте этику общения, разговаривайте с родителями спокойным тоном - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  • Не спешите  с выводами.  Обдумайте хорошо, то, что  вы от родителей услышали.
  • То о чём родители вам поведали не должно стать достоянием других родителей, учащихся педагогов.
  • Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то из родителей необходимо поставить об этом в известность.
  • Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
  • Каждая встреча с семьёй уч-ся должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей  и самого кадета.
свернуть