Первый год в кадетском училище

ПЕРВЫЙ ГОД В КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ

Учебный год для ребят с первого года обучения в кадетском училище начинается с процесса адаптации, то есть приспособления, привыкания к новым условиям обучения, воспитания и т.д.

Для ребят, только что оторвавшихся от родителей и друзей, — это сложный процесс, заключающийся в приспособлении к новым условиям учебной деятельности и общения (складываются отношения с новым ученическим коллективом и новыми учителями, воспитателями), в целом автономной от семьи жизни.

На успешность адаптации учащихся к новому типу учебного заведения влияет множество факторов: личный опыт подростка, багаж школьных знаний, уровень его коммуникативной и общей культуры. Учащиеся часто бывают по прибытию в училище не готовы к лишению привычных условий опеки и образа жизни. Время и успешность адаптации или социализации зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. 

Противоречие, возникающее между учебными и дисциплинарными требованиями, предъявляемыми к кадетам, и их реальными возможностями, и состоянием здоровья, могут негативно сказываться на процессе адаптации, соответственно, создается ситуация дезадаптации.

Признаками дезадаптации являются:

—       повышенная тревожность и неуверенность в себе;

—       агрессивность и чувство малоценности;

—       чрезмерное увлечение компьютерными играми, интернет-общением;

—       длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений.

Нередко в процессе телефонных разговоров с ребёнком родители могут услышать слёзы и разочарование от поступления в кадетское училище.

Как разговаривать с ребёнком, который испытывает трудности в адаптации к новым условиям обучения?

  • Спокойно выслушивать эмоции. Давать обратную связь: сказать, что понимаете его чувства. Объяснять ребенку, почему он чувствует то, что чувствует («Просто все для тебя сейчас новое и пока непонятное до конца, поэтому ты волнуешься, переживаешь, боишься, скучаешь… и плачешь…. Но! Это всё временно, поверь, сынок/доченька, внучек/внучка, брат/сестра!»). Возможно, нужно заранее продумать, что спросите, что расскажите…
  • Показывать плюсы обучения в кадетском училище. Рассказывать, как восхищалась сыном, например, бабушка, когда увидела его фото в форме. Рассказывать, как вы всей семьёй собираетесь на мероприятие, где сын будет торжественно принимать клятву кадета.
  • Можно идти маленькими шагами: «Давай до каникул посмотрим, а там решим. Скоро Новый год, приедешь на праздник, и все обсудим и т.д.». Тянуть время иногда полезно.
  • Регулировать тон голоса в разговоре, не допускать тревожных ноток: «Ой, а как ты поел? Ох, не вкусно? А форма не мала? Обижает ли тебя кто? Ой, двойку получил?». Тревога родителей передаётся детям. А у них тревоги и так достаточно.
  • Включить рациональность. Даже если Вам это не свойственно, постарайтесь. Не поддавайтесь на провокации, не сулите дорогих подарков в увольнении, не обсуждайте преподавателей и воспитателей с ребёнком.

И ещё важно понимать, что слезы – это выплеск сильных эмоций, природная реакция на стресс (сейчас у всех адаптационный период!) Именно слезы позволяют снизить нервное напряжение.

А кому, как ни близкому и родному человеку доверить самое сокровенное, тревожное и… искреннее, «попросить» поддержки и силы духа!

Поэтому Ваша задача выслушать и эмоционально отозваться:

«Я тебя понимаю. Я тебя очень люблю и горжусь тобой! Я с тобой! Ты справишься!»

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ

  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в общении. Выражайте всем видом и речью спокойствие и уверенность, что ваш ребенок справится. Задавайте вопросы: «Что он сам может сделать?», «Чем Вы можете ему помочь?»
  • Активизация внутренних мотивов учения. Такой побудительной силой может быть стимул стать военным (личная заинтересованность).
  • Доверительная атмосфера, в которой ребенок может обратиться с любым вопросом к родителю. При этом взрослый должен быть авторитетом для подростка.
  • Разговаривая, старайтесь понять своего ребенка, его чувства, не навязывая свою точку зрения. Если Ваш ребенок говорит ощущениями, просто слушайте его и вникайте. Как только он увидит, что Вы понимаете его, он перейдет на логичный разговор, в ходе которого, скорее всего, обратится к Вам за советом.
  • Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими детьми.
  • Первые месяцы обучения в училище становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему поддержку.
  • Поддержкой может быть и подсказанный ребенку выбор поведенческих реакций. Не все дети обладают полным набором адекватных способов поведения. Предлагая на выбор несколько вариантов, взрослый тоже будет влиять на развитие мотивации достижения, а не избегания удач, что важно для адаптации и гармоничного формирования личности.
  • Необходимо вместе с ребенком анализировать его ошибки, формулировать параметры оценки успеваемости.
  • Не следует умалять важность чувств ребенка на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Отнеситесь к ним серьезно и не используйте фразы типа: «Разве это проблема?», «То ли еще будет…».
  • Опирайтесь на сильные стороны и возможности ребенка, помогая определить, как исправить слабые стороны.