Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь

Насилие над ребенком. Что нужно знать педагогу?

Виды и формы насилия

Выде­ляют четыре основных вида насилия:

  • Физическоеэто преднамеренное нанесение физических повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми.

Ребенка, ставшего жертвой физического насилия, можно узнать по имеющимся на теле ребенка различным физическим признакам:

- необъяснимо возникшие кровоподтеки;

- шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;

- следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной пле­ти);

- след от укуса на коже;

- на голове участки кожи без волос;

-необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, от зажигалки, утюга и т.д.);

- необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;

На то, что ребенок является жертвой физического насилия, указывают особенно­сти поведения ребенка:

- реакция страха при приближении родителя к ребенку;

- общее избегание физического контакта;

- застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка, ставшего жертвой физического насилия);

- появление страха перед уходом из школы (детского сада) домой; - побег из дома.

  • Эмоциональное (психическое) насилие - нехватка внимания и любви, угрозы и насмешки, унижение чувства собственного достоинства, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить, отвержение со стороны роди­телей.

Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего, - это «вербальное избиение», результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужно­сти, обиды, бессилия, депрессии. К проявлениям насилия над ребенком относятся: унижение и подавление, обзывание, отверже­ние, бойкотирование, манипулирование, ложь, приписывание обмана, демонстрация власти, скрытое запугивание, открытые угрозы, пренебрежение и игнорирование.

По каким внешним признакам можно решить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия? Эмоциональное насилие над ребенком можно предполо­жить в том случае, если родитель постоянно:

  • предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми ребе­нок не в состоянии справиться;
  • сурово наказывает ребенка;
  • чрезвычайно критичен по отношению к ребенку и обвиняет его;
  • злится и устрашающе ведет себя.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе некоторых физических и поведенческих особенностей ребенка:

- ребенок эмоционально невосприимчив, равнодушен;

- он грустен, депрессивен или у него выраженная депрессия;

- сосет пальцы, монотонно раскачивается;

- замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

- «приклеивается к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

- имеются нарушения сна, ночные приступы страха;

- он не проявляет интереса к играм;

- ночное и/или дневное недержание мочи;

- психосоматические жалобы: головная боль, боль в животе, колет в области сердца и т.д.

- замедленно физическое и общее развитие ребенка.

  • Пренебрежительное отношение ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одеж­де, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.
  • Сексуальное насилие использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изго­товления порнографической продукции, а также демонстрация им порно­графической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией, коммерческая сексуальная эксплуатация - эксплуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребен­ку или третьему лицу. КСЭД приравнивается к принудительному труду и современной формой рабства.

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (принят Генеральной Ассамбле­ей ООН 25 мая 2000г.) дает им следующие определения.

Детская проституция - означает использование ребенка в деятельности сексу­ального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.

Детская порнография - это все виды изображения ребенка, включая образцы на видео, в фильмах, в компьютерных программах или печатных изданиях, сконцентри­рованные на половом акте или на гениталиях детей с намерением удовлетворения сексуальных потребностей. Искусственное создание порнографических картинок, ис­пользуя компьютерные программы, также является порнографией.

Дети стали широко привлекаться для участия в порнофильмах, что также явля­ется проявлением сексуального насилия и растления несовершеннолетних. СМИ много пишут о деле "Голубая орхидея", организации, наладившей создание и продажу через Интернет порнофильмов с участием детей.

Торговля детьми (траффикинг) - означает любой акт или сделку, по средствам которых ребенок передается любым лицом или группе лиц за вознаграждение или иное возмещение.

Это явление приобрело международный характер и стало чрезвычайно доход­ным занятием. В отличие от оружия и наркотиков, женщины и дети могут быть про­даны несколько раз. Они являются тем предметом продажи в международной торгов­ле, который приносит миллиарды долларов и позволяет оставаться безнаказанным.

Проблема траффикинга в Беларуси недостаточно изучена, хотя в Заключитель­ных комментариях ко Второму периодическому докладу о выполнении Республикой Беларусь положений Конвенции ООН о правах ребенка, высказанных в мае 2002г. Комитетом по правам ребенка в Женеве сказано: «Тревогу ... вызывает информация о том, что Беларусь является страной, где существует и через которую проходит тор­говля детьми, особенно девочками, с целью сексуальной и других видов эксплуата­ции....».

Развитие медицины в области трансплантации органов породило самый ужас­ный промысел торговцев детьми - дети стали похищаться и продаваться с целью ис­пользования их внутренних органов. Отсутствие статистики не позволяет в полной мере оценить размеры этого чудовищного бедствия, но даже единичные случаи, о ко­торых есть информация, говорят о необходимости принятия срочных мер по предот­вращению этого явления.

Основными продавцами детей являются родители, опекуны, учителя, а также представители различных, так называемых, "благотворительных организаций".

В основном, продаются дети в возрасте 10-16 лет из больших или очень бедных семей, которые не в состоянии прокормить всех членов семьи.

Траффикинг с пересечением границ может вовлекать 3 страны: страну-поставщика, где происходит незаконный захват детей, страну назначения, прини­мающую их, и страны транзита, то есть не окончательного назначения, а используе­мые для въезда в другую страну или регион. Беларусь является как страной-поставщиком, так и страной транзита.

Последствия насилия над детьми

Последствия перенесенного насилия у детей бывают ближайшими и отдален­ными.

Различают три основные стадии их развития:

  1. Сразу после травмы, особенно, если она носила характер грубого насилия и нападения, у ребенка развивается первичная реакцияв виде бо­лезненных физических и эмоциональных проявлений: эмоциональные реакции, когнитивные расстройства, расстройства сна, расстройства памяти (амнезии).

Реакция ребенка на акт насилия отличается от реакции на случайные травмы. Дети часто получают различные повреждения во время игры или в результате несча­стного случая, которые причиняют им боль, вызывают душевные переживания, осо­бенно, если дети попадают в больницу и разлучаются с близкими. Когда раны поджи­вают, ребенок быстро забывает о полученной травме благодаря поддержке и сочувст­вию близких для него людей.

При насилии, совершенном отцом, матерью или другим близким человеком, ду­шевная травма, в отличие от физической, долго не проходит, так как ее нанес человек, от которого ребенок ждет защиты и помощи. Ребенок чувствует, что по отношению к нему совершено предательства. Будучи зависимым от взрослых, он не в силах что-либо изменить, поэтому к боли от предательства присоединяется ощущение беспо­мощности.

  1. Стадия адаптациив процессе которой у ребенка вырабаты­ваются навыки, помогающие ему справиться с происходящим. Он выби­рает такие приемы, такие формы поведения, которые, как считает ребенок, помогают ему обеспечить безопасность и уменьшить физическую и ду­шевную боль, то есть формирует психологическую защиту.

Наиболее распространенным является вытеснение и забывание. Ребенок старает­ся не думать о том, что причинило или причиняет ему страдания.

  1. Отдаленные последствия. Большое значение для развития отдаленных последствий оказывает отсутствие поддержки со стороны, профессиональной (психологической, медицин­ской, юридической) помощи. На этом этапе формируются стойкие пове­денческие и личностные нарушения, которые затрудняют социальную адаптацию не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни:

- неспособность добиться успеха;

  • комплекс неполноценности (превосходства);
  • усвоение стигмы;
  • усвоение насилия как формы решения проблем;

Таким образом, при отсутствии психологической коррекции отдаленные послед­ствия перенесенного в детстве насилия могут сохраняться долгие годы и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.

свернуть

Стоп-буллинг

свернуть

Риск вовлечения детей и молодежи в преступления через медиасреду

Просвещение

«Риск вовлечения детей и молодежи в преступления через медиасреду»

Общепризнанно, что медиасреда предоставляет детям и подросткам как положительные возможности (самореализация, творчество), так и отрицательные  (вовлечение подростков в конкретную зависимость и т.д.). К сожалению, медиасреда также может стать некой атмосферой вовлечения подростков в преступные деяния: доведение до самоубийства посредством моббинга, кибермошеничество, хищение денег с электронного родительского кошелька, порнография, знакомство педофилов с несовершеннолетними, свободный доступ к экстремистским сайтам, продажа наркотических веществ через интернет и т.д.

В силу возрастных особенностей, недостаточной воспитательной активности родителей и педагогических работников и предоставления неограниченных возможностей медиапространства, а также в связи с невысокой медиаграммотностью населения, подростки могут стать жертвой киберпреступлений, а порой и превратиться в преступников.

Обратим внимание на актуальную в наше время проблему киберпреступности. Киберпреступность – это совокупность преступлений, совершаемых в киберпространстве с помощью или посредством компьютерных систем или компьютерных сетей, а также иных средств доступа к киберпространству, в рамках компьютерных систем или сетей, и против компьютерных систем, компьютерных сетей и компьютерных данных.

В Беларуси 90% преступлений, связанных с киберпреступностью, латентны: практически каждый в стране сталкивался с определенными видами киберпреступлений (вирусы, снимающие деньги с интернет-кошельков, сомнительные письма от банков, просящих предоставить личные данные, смс-сообщения, требующие перечисления финансовых средств по указанному адресу в связи с тем, что родственник попал в тяжелую ситуацию и т.д.). В современное время даже не все взрослые  могут разобраться в махинациях, организованных интернет-средой. Особо незащищенной категорией являются дети и подростки, которые в силу возрастной психологии и недостаточности социального опыта могут легко поддаться влиянию мошенников.

Традиционно выделяют 3 вида киберпреступлений: деяния, где программное обеспечение является способом преступлений (похищение информации, несанкционированный доступ, уничтожение или повреждение файлов и устройств и т.п.); действия, где программное обеспечение используются как орудие преступления (электронные хищения и т.д.); преступления, где программное обеспечение играет роль девиантных интеллектуальных средств (например, размещение в интернете порносайтов). Дети и подростки подвергаются определенной опасности в случаях, связанных с кибермошенничеством (заражение компьютера вирусами, потеря информации с помощью определенных программ, снятие денег с электронных счетов, неконтролируемый доступ к порнографическим сайтам, знакомство педофилов с детьми и подростками). Таким образом, родителям и образовательным учреждениям стоит озадачиться вопросами, связанными с безопасностью детей и подростков на интернет-просторах.

На основании анализа психологической литературы, характеризующей личностные и возрастные особенности подростков, выделим некоторые причины, вследствие которых подростки могут стать объектами или субъектами преступлений:

Социально-экономические: недостаточный воспитательный потенциал школы (неразвитая общественная жизнь, отсутствие мероприятий, выполняющих воспитательную функцию); некорректная профилактика преступлений среди несовершеннолетних; слабая правовая просвещенность относительно наиболее популярных в подростковой среде преступлений; нестабильная ситуация в стране, кризисы.

Проблемы социализации: проблемы в семье (девиантное поведение родителей, неполные семьи, слабое воспитательное воздействие, педагогическая и психологическая неграмотность в воспитании, отсутствие личного контакта с подростками, безразличие и т.д.); проблемы в межличностных отношениях (неумение выстраивать общение со сверстниками, замкнутость); виктимное поведение; неорганизованность досуговой деятельности подростка;

Психологические трудности: доверительное отношение к группе сверстников, возможность получения определенного статуса в группе; опасное любопытство.

Охарактеризуем возможные преступления, возникающие в медиасреде.

Серьезное распространение в медиасреде получил кибермоббинг, который, по своей сути, является травлей, притеснением партнера по общению. Наиболее опасным его проявлением стало доведение до самоубийства. Анонимность и безнаказанность моббинга в интернет-среде усугубляют риск доведения до суицида некоторых пользователей.

 Моббинг реализуется в виде угроз, унижения чести и достоинства,  издевательств сверстников над подростком-жертвой. Кибермоббинг актуализирует суицидальный риск через оскорбительные смс-сообщения, унизительные сообщения в аккаунтах социальных сетей, выкладывание видео с фиксацией моббинг-процесса над жертвой в социальных сетях и на видеопорталах. Это может спровоцировать у подростка, зачастую имеющего в результате регулярных моббинг-действий ослабленное здоровье и нервную систему, мысли о суициде. Отметим, что данный вид преступлений характеризуется с помощью статьи 145 УК РБ. «Доведение до самоубийства». По мнению юристов, в эту статью следует внести поправки и конкретику, оценивающие подобные преступления, происходящие в медиасреде.

Известны следующие способы кибермошенничества:

1.  Фишинг – вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей (логинам и паролям). С помощью данного вида преступник сможет узнать всю нужную информацию у доверчивого подростка, а далее использовать ее в своих интересах (требование денежных средств, унижение чести и достоинства, искажение информации). Стоит отметить, что с помощью фишинга «страдать» от потери конфиденциальных данных может не только подросток, но и вся его семья.

 2.  Шпионские программы, направленные на слежение за объектами киберпреступника. Данный вид преступления также является опасным для всей семьи, так как позволяет контролировать местонахождение не только ребенка или подростка, но и членов его семьи с последующими преступными целями.

3.  Обман при покупке товара в интернет-магазине. Глобализация сделала доступным, легким и простым способ приобретения товаров в интернет-среде, что может способствовать созданию фальшивых сайтов, групп в социальных сетях, предлагающих за низкую цену приобрести товары. Нередко такие привлекательные предложения оказываются обманом, в результате которого подросток тратит денежные средства.

4.  SMS-мошенничество. Один из наиболее популярных видов получения денежных средств мошенниками. Он направлен не только на детскую, молодежную аудиторию, но и на взрослых и пожилых людей. Такие смс-сообщения обычно содержат следующую информацию: выигрыш в лотерее, выигрыш средства передвижения или недвижимости, сообщение от родственника с просьбой о переводе денег в связи с тяжелой жизненной ситуацией. Цель таких рассылок – получение от доверчивых абонентов денег.

Главным намерением кибермошенничества является завладение  конфиденциальными данными подростка или его семьи, а также  получение денежных средств обманным путем.

В силу анонимности медиасреды данный вид преступлений стало проще реализовать: педофилы выстраивают отношения с подростками на чатах, форумах, в социальных сетях. Преступники знакомятся с подростками, позиционируя себя как будущего хорошего друга, старшего товарища, помощника. После установления контакта с несовершеннолетними преступники могут предложить личные встречи, предложить отправлять фотографии обнаженного, эротического  характера, интимное общение через веб-камеру.

Еще одним преступлением в медиасреде, оказывающим угрозу безопасности страны, является вовлечение подростков и молодежи в террористические и экстремистские преступления (по данным Центра Безопасного Интернета 11% подростков посещают экстремистские и националистические ресурсы). Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного общества, что связано, в первую очередь, с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, которые угрожают национальной безопасности.

Выделим самые распространенные причины, способствующие вовлечению в террористические и экстремистские организации: религиозный радикализм; проблема женского одиночества; поиск острых ощущений; несформированность ценностно-смысловой сферы; ведомость, конформный тип поведения; любопытство; синдром катарсиса; длительное пребывание в стрессовой ситуации; идеализация маскулинности современных боевиков наряду с отторжением культа феминности современных мужчин; бегство от семейных, межличностных проблем, а также проблем с законом. Абсолютно все из этого перечня усугубляется спецификой медиапространства.

Исходя из описанных проявлений девиантного и делинквентного поведения в медиасреде, выделим следующие направления обеспечения медиабезопасности:

1) демонстрация государственной заинтересованности в медиаобразовательных технологиях;

2) внедрение медиаобразования в школе в качестве классных часов и обязательных предметов;

3) предоставление заинтересованным лицам, занимающимся изучением медиаобразования и медиабезопасности, больше возможностей для проведения исследований, организации мероприятий и возможностей повышения медиакомпетентности подрастающего и взрослого поколения.

Также считаем важным разработку программы государственного регулирования распространения медиапродукции, обеспечивающие возможность родительского контроля.

Выделим направления работы с родительским сообществом:

1) ознакомление с научными данными по медиаобразованию, анализ возможных деструктивных воздействий медиапродукции;

2) развитие медиакомпетентности, критического мышления;

3) формирование интереса родителей к регулярному ознакомлению с научными разработками в области медиабезопасности;

4) стимулирование  интереса родителей к анализу медиапродукции, предпочитаемой их детьми.

Эти направления согласовываются с работой среди педагогических коллективов образовательных учреждений:

 1) стимулирование интереса у педагогов к медиаобразовательным технологиям;

2) привлечение внимания к проявлениям агрессивного, насильственного поведения подростков, связанного с изображением насилия в СМИ;

3) организация обсуждений с подростками новинок медиапродукции;

4) приглашение специалистов по медиабезопасности в школы;

5) проведение классных часов с родителями по теме опасных деструктивных воздействий медиапродукции, вынесение данной темы на методические собрания педагогов;

6) рассмотрение на уроках гражданства и обществознания статьи №37-2 закона «О правах ребёнка», обсуждение принципов маркирования медиасюжетов в соответствии с законом.

Несмотря на запрет и обилие нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с преступлениями, проследить за соответствием медиасреды издавна сложившимся в обществе нормам и ценностям остается довольно сложно. Государственным структурам, образовательным учреждениям и родительскому сообществу  следует уделить внимание профилактике, направленной на превенцию преступлений в медиапространстве. Предложенные рекомендации, минимизируют деструктивные воздействия и  преступные деяния в современной медиасреде, повысят уровень медиакомпетентности взрослого и подросткового населения.

свернуть

Школьный буллинг

Просвещение на тему: «Школьный буллинг»

 Школьный буллинг – социальное явление, широко распространенное сегодня практически во всех странах. Буллинг в скандинавских и англоязычных странах определяется как притеснение, дискриминация, травля. Буллинг - длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

 Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей.

 Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, байкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (преследователи) чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации.

 Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две группы:

1 группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;

2 группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.

Буллинг охватывает очень широкую сферу деятельности:

1. Поведение ученика

Физическая агрессия: Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

Словесный буллинг: В этом случае оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. (Использование анонимных телефонных звонков – очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя).

Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать. Мимика или "взгляд" хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.

Изоляция: Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.

Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву. Повреждение имущества: Хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.

2. Поведение взрослых

Взрослый в школе может непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению путём:

- унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.

- негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.

- устрашающие и угрожающие жесты или выражения.

 Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учеными, школьному буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50 процентов детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному исходу.

Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя.

 В науке существует несколько подходов к рассмотрению буллинга. Одни исследователи сосредотачивают свое внимание на поиске и определении личностных свойств, характерных для личности булли и его жертвы. Другие пытаются рассмотреть буллинг как социально-психологический процесс.

Вот как определяет типичные черты учащихся, склонных становиться булли, норвежский психолог Д. Ольвеус:

  • Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей. 
  • Они импульсивны и легко приходят в ярость. 
  • Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей.
  • Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.
  • Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков.

 

Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты: 

  • Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.
  • Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение. 
  • Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.
  • Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.
  • Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.

 Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), ученые отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Технология реагирования на выявленные либо установленные факты буллинга (травли)

1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования специалист (педагог, воспитатель, врач, школьный психолог и др.), сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации (завучу по воспитательной работе).

2. Администрация, совместно с психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

Алгоритм сбора информации по факту буллинга

Сбор проводится по следующим направлениям (И.С. Бердышев, М.Г.Нечаева):

— от самого пострадавшего;

— от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

— реальность самого буллинга;

— его длительность;

— его характер (физический, психологический, смешанный);

— основные проявления буллинга;

— участники (инициаторы и исполнители буллинга);

— их мотивации к буллингу;

— свидетели и их отношение к происходящему;

— поведение жертвы (пострадавшего);

— динамику всего происходящего;

— прочие важные для диагностики обстоятельства.

 

Непосредственная работа с жертвами и преследователями

 

 1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой и предложить письменно описать все случившееся;

2) переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них письменное изложение инцидента;

3) объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;

4) собрать всю группу и предложить каждому еѐ члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе;

5) подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»

6) поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят;

7) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;

8) обучить с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты;

9) потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;

10) если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно;

11) если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто ещѐ из детей принимал участие в такой «игре».

Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах. «Я заметил, что в последнее время ты кажешься не очень счастливым. Я за тебя беспокоюсь. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы тебе помочь? Может быть, ты хочешь еще с кем-нибудь поговорить?». Объясните ребенку вашу роль и роль представителей органов, оказывающих ему поддержку (работник организации защиты детей, социальный работник, консультант и т.д.). Дети нуждаются во множестве безопасных возможностей разрядки своей тревоги.

Скажите ребенку, подвергшемуся насилию:

1. Я тебе верю.

2. Мне жаль, что с тобой это случилось.

3. Это не твоя вина.

4. Хорошо, что ты мне об этом сказал.

5. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. — СПб.: Нева, 2002. — С. 248.

2. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. - С. 304.

3. Гуггенбюлъ А. Зловещее очарование насилия. — СПб.: Академический проспект, 2002. - С. 98.

4. Е.В. Гребенкин. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

5. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. — М.: Сфера, 2001. — С. 47.

6. Семенюк Л.К. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М.: Флинта, 1998. - С. 27.

свернуть

Роль работника учреждения образования при раскрытии насилия над ребенком

Три основных задачи, стоящие перед учителем в случае раскрытия насилия над учеником:

• Помочь ребенку, оказать ему поддержку.

• Сообщить в соответствующие органы и учреждения.

• Предупредить повторение насилия, для чего создать в школе теплую творческую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью, доверительностью отношений.

Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии.

Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.

Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.

Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми», «Мне надо сказать кое-кому (психологу, социальному работнику или милиционеру) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты чувствовала себя в безопасности». (Можно дать понять ребенку, что вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора.)

Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.

Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.

Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше.

Обещайте ребенку свою поддержку.

Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном).

Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

После окончания разговора сделайте подробную запись.

Чего не стоит делать?

Не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться» и «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит).

Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия, таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

Чтобы оказать помощь ребенку, вам нужно знать:

• кто совершал насилие над ребенком и где это происходило;

• как относится ребенок к насильнику, если это близкий для него человек;

• боится ли он сообщить о произошедшем родителям;

• жалуется ли ребенок на физическое недомогание, боли.

Алгоритм действий работников образовательных учреждений при раскрытии насилия в отношении учащегося школы:

Сообщите директору о том, что ребенок рассказал вам о насилии. Если директора нет на месте, сообщите о случившемся другим членам администрации или сотрудникам СППС школы. Ребенка оставьте на попечение социального педагога, психолога или классного руководителя, только не оставляйте его одного.

Не забывайте о том, что в любом случае ребенок, подвергшийся насилию, нуждается в специализированной медицинской и психологической помощи.

свернуть