Территория здоровья!

Профилактика нарушений осанки

  С каждым годом рост уровня цивилизованности общества ведет к тому, что физическая активность человека существенно снижается. К сожалению, это в первую очередь сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА) человека. Ввиду низкой подвижности функциональные возможности ОДА понижаются, и у человека развиваются самые разнообразные болезни. Чаще всего с детства наблюдается нарушение осанки.

  В школьном возрасте осанка у детей еще неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности. Эти особенности определяются множеством факторов: ростом, массой тела, пропорциями туловища и конечностей, наличием врожденных нарушении опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. На осанку негативно влияют неполноценное питание, общее неудовлетворительное состояние здоровья, загрязнение окружающей среды, хронические и острые заболевания, индивидуальные особенности характера и смена настроения. Но больше всего вредят позвоночнику ребенка плохое физическое развитие и невнимательное отношение родителей к формированию правильной осанки.

  Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц находиться без движения ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если приходится находиться в одной и той же позе дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, что приводит к формированию неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки.

  Плохая осанка — это или проявление болезни, или состояние предболезни. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз). Даже такая серьезная болезнь, как сколиоз, до поры до времени протекает без боли.

  Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания. Чаще всего плохая осанка сочетается с недостаточным развитием мышц и снижением общего тонуса организма, а также с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением.

 

Как должно быть организовано рабочее место школьника дома:

· Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки. Для этого к спинке обычного стула можно привязать толстый-толстый слой пенопласта или поролона, прикрепить на нужном расстоянии лист фанеры и т. д.
· Чтобы сидеть было еще удобнее, на уровне вершины поясничного лордоза к спинке стула следует прикрепить небольшой мягкий валик. Тогда при опоре на спинку стула спина сохраняет естественную форму.
· Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. При этом чуть расставленные локти свободно опираются на нее, разгружая шейный отдел позвоночника от массы рук, тогда поверхность тетради находится от глаз на оптимальном расстоянии — 30—35 см. Для проверки можно поставить локоть на стол и поднять голову, глядя прямо перед собой. Средний палец должен находиться на уровне угла глаза. Какие ножки у мебели при этом подпиливать, а какие и как удлинять и что подложить на сиденье стула — думайте сами.
· Можно не пилить мебель и не возиться с листами фанеры, а купить дорогой, но удобный стул на винтах и шарнирах, у которого вы сможете подогнать и высоту сиденья, и его глубину, и наклон спинки.
· Под ноги ребенка поставьте скамеечку такой высоты, чтобы они не болтались в воздухе и не поднимались кверху. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямым углом, бедра — лежать на сиденье, принимая на себя часть массы тела.
· Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой руки. Это позволяет ребенку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.
· Обеспечьте хорошее освещение рабочего места.
· Научите ребенка сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Грудь должна быть почти вплотную приближена к столу, локти располагаться симметрично и опираться на стол, тетрадь надо повернуть примерно на 30°, чтобы ребенку не приходилось поворачивать туловище при письме; наклонять голову надо как можно меньше. Можно и даже желательно опираться подбородком на свободную руку, но при этом нельзя наклонять голову и туловище вбок.
· Время от времени ребенок должен немного менять позу (в пределах правильной). Через каждые 30-45 мин. занятий следует встать и 5-10 минут подвигаться.
· Следите, чтобы у ребенка не возникала привычка сидя класть ногу на ногу, подворачивать одну ногу под себя, убирать со стола и свешивать нерабочую руку, сидеть боком к столу и т. п. Современное человечество ведет сидячий образ жизни, и привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник, так же необходима и полезна, как привычка чистить зубы.
· Ребенок должен полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, пластических веществ, микро- и макроэлементов, витаминов и др.
· Ребенку следует спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с невысокой, желательно специальной ортопедической подушкой — тогда нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться и во время сна. Приучите ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком.
· После уроков школьнику, особенно ученику младших классов, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы могли расслабиться и отдохнуть.
· Читать в постели можно, но осторожно. Необходимы хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей), и пюпитр или положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника. В таком положении нагрузка на позвоночник почти полностью отсутствует.
Нельзя носить сумку, даже легкую, на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, а еще лучше носить ранец или модный рюкзачок.
· Ребенку необходимо больше двигаться и хотя бы по 20-30 минут в день заниматься физкультурой. Спортивные кружки — это прекрасно, но вид спорта и интенсивность нагрузок следует подбирать в соответствии с состоянием здоровья. Перечислять, как каждый из видов спорта может повредить позвоночнику, мы не будем. Наименее опасны и наиболее полезны для позвоночника плавание и танцы.

  Самое главное средство профилактики и самый необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника — это выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это очень трудная задача, и не столько для ребенка, сколько для родителей. Сама по себе хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях у совершенно здорового, переполненного энергией, физически гармонично развитого ребенка. Всем остальным (то есть всем детям до одного) необходимо:
• обеспечить условия для формирования правильной осанки, прежде всего — выполнение перечисленных выше мер профилактики ее нарушений и хорошее общее физическое развитие;
• знать, что такое правильная осанка, как именно надо правильно стоять, сидеть и двигаться;
• сознательно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор — позвоночнику;
• доводить навык соблюдения правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений — их в арсенале лечебной физкультуры очень много.
Для любой работы, в том числе для занятий физкультурой и для сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Как ее обеспечить — уговорами, системой премий и штрафов — решайте сами. Дети — существа несознательные, и без постоянного родительского контроля хорошей осанки у них не будет. Диагноз «плохая осанка» можно не глядя ставить любому, но все-таки желательно обратиться к ортопеду и врачу лечебной физкультуры. Точный диагноз и квалифицированные советы специалистов помогут правильно организовать лечение.

свернуть

Рациональное питание

Рациональное питание – это питание, достаточное в количественном отношении и полноценное в качественном, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма и обеспечивающее необходимый уровень обмена веществ. Рациональное питание строится с учетом пола, возраста, характера трудовой деятельности, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей.

Принципами рационального питания являются:

1) соответствие энергоценности пищи, поступающей в организм человека, его энергозатратам;

2) поступление в организм определенного количества пищевых веществ в оптимальных соотношениях;

3) правильный режим питания;

4) разнообразие потребляемых пищевых продуктов;

5) умеренность в еде.

На основании экспериментальных исследований и многолетних наблюдений врачей рекомендуется трех- или четырехкратный прием пищи в течение суток. Распределение количества пищи и набор блюд по отдельным приемам зависят от возраста, характера трудовой деятельности, а также от того, в какое время суток человек работает. Если работа протекает в первую половину дня, то калорийность питания распределяется следующим образом: первый завтрак – 25-30%; второй завтрак – 10-15%; обед – 40-45%; ужин – 25-10%.

 

Основу пирамиды составляют цельнозерновые продукты К ним относится хлеб грубого помола, каши, макароны из цельнозерновой муки, неочищенный рис.

Также к этой группе относятся растительные жиры (оливковое, подсолнечное и другие масла). Этих продуктов в рационе питания человека должно быть больше всего. На второй ступени находятся овощи и фрукты, которые очень полезны для организма человека. Они низкокалорийны и содержат огромное количество витаминов и микроэлементов, а также содержат в большом количестве воду и клетчатку, которые создают ощущение сытости.

Мясные продукты, птица, рыба, бобы, яйца, орехи находятся выше и называются белковыми продуктами. Но желательно отдавать предпочтение рыбе, мясу птицы и бобам, так как в них содержится меньше жиров, чем в других белковых продуктах животного происхождения. Бобовые и орехи содержат очень много полезных витаминов и микроэлементов.

Молочные продукты, йогурты, сыр тоже являются продуктами с высоким содержанием белка и в пирамиде они стоят на одном уровне с мясными продуктами, птицей, рыбой, бобами, яйцами и орехами. Они обеспечивают нас белками, кальцием и другими питательными веществами.

Вершина пирамиды - группа продуктов: жир, соль, сахар, сладости, в рационе здорового питания должна быть ограничена. К этой группе продуктов также относятся сливочное масло, маргарин, продукты из белой муки (хлеб и макароны), газированные напитки.

Продукты в пирамиде условно разделяют на порции. Количество порций необходимых человеку зависит от возраста, пола, комплекции, состояния здоровья и степени активности конкретного человека. Это выглядит в пирамиде так: - жир, соль, сахар, сладости (необходимо свести к минимуму);

- молочные продукты, йогурты, сыр

- мясные продукты, птица, рыба, бобы, яйца, орехи

- овощи и фрукты

- цельно зерновые продукты

 

Рекомендации по здоровому питанию

свернуть

Профилактика нарушений зрения у детей

Профилактика нарушений зрения у детей

Берегите зрение с детства. Зрительная система человека продолжает формироваться и после рождения, поэтому необходимо соблюдать основные правила.

Совет 1. Профилактика зрительных расстройств

Суточный режим. Следите, чтобы ваш ребенок соблюдал режим дня. В течение дня чередуйте разные виды деятельности:

  • Ребенок должен рационально питаться, употреблять в пищу продукты, богатые витаминами и минералами.
  • Ребенок должен чаще гулять на свежем воздухе.
  • Ребенок должен спать в хорошо проветриваемой комнате не менее 10 часов.

Зрительный режим.

  • Ребенок должен находиться прямо перед экраном телевизора (компьютера) на расстоянии от 2 до 5 метров.
  • Длительность непрерывного просмотра телевизионных передач (работы или игры у компьютера) — 30 минут.
  • Продолжительность занятий в домашних условиях — от 40 минут до 1 часа.

Рабочее место.

  • Рабочее место должно соответствовать росту ребенка и хорошо освещаться.
  • Во время занятий следите, чтобы ребенок держал туловище и голову прямо, а плечи — расправленными.

Совет 2. Осмотр специалистов в динамике

Постоянное наблюдение окулистом позволяет своевременно выявить нарушение зрения и подключить медикаментозное, приборное лечение, очковую или контактную коррекцию. Еспи ребенок впервые надевает очки или меняет их на новые, может появиться дискомфорт, который постепенно устраняется после привыкания.

Правильно подобранные очки - это удобно и красиво!

Нужны ли очки? Если после исследования у вашего ребенка определили наличие миопии (близорукость), гиперметропии (дальнозоркость), астигматизма (неправильное изображение), то он видит окружающий мир таким:

Доверьтесь специалисту! Ребенок должен воспринимать мир таким, какой он есть!

Совет 3. Для предупреждения зрительного утомления и нарушения зрения делайте вместе с ребенком следующие упражнения. Длительность занятий — 5 минут.

  • Попеременно без резких движений смотрите вверх-вниз, вправо-влево. Повторите 5—6 раз.
  • Откинувшись на спинку ступа, сделайте глубокий вдох, наклонитесь вперед и сделайте выдох. Повторите 5—6 раз.
  • Откинувшись на спинку стула, прикройте веки, крепко зажмурьте глаза и затем откройте веки. Повторите 5—6 раз.
  • Положите руки на пояс — повернув гопову вправо, посмотрите на локоть правой руки, повернув голову влево, посмотрите на локоть левой руки. Вернитесь в исходное положение. Повторите 5—6 раз.
  • Поднимите глаза вверх, сделайте круговые движения по часовой стрелке, затем — против часовой стрелки. Повторите 5-6 раз.
  • Смотрите прямо перед собой на дальний предмет 2—3 секунды, переведите взгляд на кончик носа на 3—5 секунд. Повторите 6—8 раз.

 

свернуть